Как бы ни хотелось затрагивать современные геополитические реалии, дабы не ввязывать читателя в рутину ужасающих заголовков новостей и череду жутких фактов, есть повод обсудить следующее обстоятельство: что же не так с лифтами отечественного производства и почему в подавляющем большинстве случаев заказчику нами предлагаются импортные решения?
Небольшой экскурс в историю. Лифты были изобретены отнюдь не советскими инженерами, и первые из них появились в России ещё до революции (известные финские KONE, ныне прекратившие принимать заказы из России). В середине 20-го столетия стала активно развиваться тяжёлая промышленность, станко- и машиностроение. В 50-х годах СССР наладил производство собственных лифтов, и тогда импортной составляющей была лишь технология. Всё остальное страна, обладающая огромными научными, людскими, промышленными и сырьевыми ресурсами, производила сама.
Шли годы, страна и партия обновлялась, росли масштабы строительства в первую очередь экономного и суперкомпактного жилья в пять этажей. Почему пять? Да потому что лифт там не нужен, ибо советский человек изначально был физически силён и запросто преодолевал подъём на пятый этаж по лестнице вместе с детской коляской наперевес и авоськой с продуктами в зубах. Лифтами были оснащены жилые здания с шестью и более этажами, менее – только административные и производственные.
Естественный прирост населения Советского Союза подтолкнул власти к строительству жилого фонда высотой в девять этажей и более. В этой связи стали увеличиваться мощности лифтовый промышленности. Это были простые, суровые и надёжные лифты с верхним машинным помещением, редукторной лебёдкой, двухскоростным приводом и релейной станцией управления. Лифт - чтобы был, чтобы работал, и чтобы поехал. И всё. Комфорт пассажиров был за скобками уравнения.
Итак, перейдём теперь к нынешней ситуации в лифтовый индустрии России. Что же с ней не так, в чём же те заключаются те «семь бед»?
В то время, когда зарубежные инженеры разрабатывали инновационные технологии в гражданской сфере, СССР был вовлечён в холодную войну и развивал военно-промышленный комплекс. После распада страны в 1991 году и начала тех самых «святых 90-х» никто не развивал стремительно приходящую в упадок промышленность. Говоря о лифтах, их продолжали производить ещё по старым технологиям. Когда Россия преодолела этот не самый приятный в её истории период, промышленность стала восстанавливаться и развиваться, однако лифтовая сфера осталась «за дверью». Стало проще и интереснее оснащать отечественное оборудование узлами и агрегатами импортного производства, а в большинстве случаев попросту заказать импортное оборудование. Зачем изобретать велосипед, когда его проще купить?
Это привело к тому, что уже в начале 21-го века лифт российского производства ассоциировался с предельной простотой дизайна, минимальным набором технологических удобств и дешевизной. Заказ отечественного оборудования чаще всего подразумевался для серийного жилья класса «эконом» либо для нужд в производстве. Более продвинутые здания требовали современных, передовых технологий, что обеспечивало оборудование европейских производителей. Все к этому привыкли, и, несмотря на осложнения в политике и экономике 2014 года, продолжали заказывать импортные лифты.
С течением времени политический кризис только усугубился, и в нынешнем году четыре передовых европейских производителя покинули российский рынок. Это обстоятельство глубоко озадачило архитекторов, строителей и потенциальных инвесторов, чьи планы подразумевали заказ высокотехнологичных и высокоскоростных лифтов (4-6-8м/сек). Кроме того, отечественное оборудование не подразумевает наличие гибких решений по тесным лифтовым шахтам, а также по скорости движения кабины (предел – 2,5 м/сек). Сроки производства зачастую приравнены к импортным, а сегодняшний букет жёстких санкций и нарушенные логистические цепочки затрудняют своевременную поставку импортных комплектующих.
Российская лифтовая отрасль, не получившая в своё время инвестирования на развитие и импортозамещение, сейчас переживает не самые лучшие времена. Может случится так, что будет принято решение заняться модернизацией уцелевших заводов, но с уходом европейцев их нишу частично заняли турецкие и китайские производители. И снова возвращаемся к тому, что проще купить, чем развить своё собственное.
В практике были случаи, когда заказчики настойчиво требовали предложить решить их проблему российскими аналогами, что после изучения проектной документации становилось понятно - подразумевалось европейское оборудование со своими специфичными габаритными размерами и технологическими особенностями, а отечественное решение просто-напросто отсутствует.
Подводя итоге по «семи бедам» отечественного лифтпрома мы вынуждены констатировать, что он, как никогда ранее, требует государственных и частных инвестиций на развитие и модернизацию, исключение импортной составляющей. Если этого не произойдёт, то нам с вами придётся и далее довольствоваться тем, что за «дорого и долго» предлагают более лояльные к нашей стране европейские производители, а также турецкие и китайские конкуренты.
В недрах Группы компаний «Лифт-Импорт» давно созрел план организации производства лифтов и эскалаторов под российской торговой маркой с поэтапным замещением комплектующих на отечественные аналоги. Технические специалисты и финансисты нашли согласованное и взвешенное решение запуска производства в течение 6-8 месяцев. Стартовый объем производства 2000 лифтов и эскалаторов в год, с последующим ежегодным ростом на 50%. В настоящее время мы находимся в поиске российских инвесторов, которым готовы предоставить на рассмотрение детальный бизнес-план. Это - наш ответ на современные вызовы.