Важнейшая часть лифтовый системы — шахта — может быть разной, как капитальной, например — монолитно-бетонной или кирпичной, так и металлокаркасной. Причем последний вариант применяется все чаще и неспроста: такая конструкция позволяет организовать безопасное, долговечное и надежное функционирование лифта в сжатые сроки. При этом, в зависимости от строительной задачи и ее особенностей, подход к проектированию и возведению может серьезно меняться. Разобраться с некоторыми нюансами этого поможет Анатолий Станиславович Щерба, ведущий эксперт LIFT-IMPORT.
Как известно, металлокаркасные шахты могут быть несущими и ненесущими, располагаться в проеме лестничных клеток между маршами или снаружи здания. Однако в любом случае каркас1 такой шахты будет включать несущую раму, стояки и пояса, а также нижнюю опорную балку, габариты которой соответствуют размерам шахты по геометрическим характеристикам и которую, как правило, делают из равнобочного стального углового профиля (см. рис.1 — пример приставной металлокаркасной шахты).
Для покрытия стен шахты используют разные виды облицовки — листы окрашенной нержавеющей стали, многослойное ударопрочное закаленное стекло (в случае лифтов с панорамными кабинами) и другие материалы, устойчивые к ударам и не образующие острых осколков при повреждении2. При этом все элементы и их соединения должны быть гарантированно надежны и обеспечивать полную безопасность при пользовании.
«Стальной металлокаркас можно применить для устройства металлических шахт лифта везде, во всех географических широтах планеты, на всех объектах хозяйственной деятельности, строительства, спецобъектов, — подчеркивает А.С. Щерба. — Нет ограничений ни по грузоподъемности, ни по высоте и скорости подъема. В основном возникают вопросы не „где“, а „как“. Это касается защиты как самого материала каркаса, так и условий дальнейшей безаварийной и безопасной эксплуатации лифтовый установки, защиты от климатических воздействий, грунтовых вод, сейсмики и прочего».
Профиль — основа металлокаркаса лифтовый шахты — является критически важным элементом, что должно обязательно учитывается при проектировании. При его выборе определяющим является расчет основных составляющих каркаса:
✔ вертикальных стоек;
✔ горизонтальных поясов;
✔ раскосов;
✔ грузоподъемных балок;
✔ мест крепления двигателя и системы подвески тяговых тросов.
Принятие решения о конкретном виде продукции — оптимизационная задача, зависящая от множества факторов, которые необходимо учесть — начиная от конструкционных требований ТЗ и заканчивая выбором производителя.
«В целом, выбор происходит в зависимости от нагрузок непосредственно от лифтовый установки, — поясняет А.С. Щерба, — а также условий работы, коэффициентов динамики, надежности, ветровой, снеговой нагрузок, веса предполагаемого каркаса и навешиваемых на него материалов ограждения шахты и при наличии машинного помещения вверху над шахтой нагрузки, передающиеся от привода лифта и строительных конструкций машинного помещения. Расчет производится на прочность, устойчивость, прогиб, скручивание, допустимые напряжения в металле. По сортаменту на проект выбирается ближайшее большее значение, где приоритет отдается профилю замкнутого сечения, изготовленного по ГОСТ или ТУ. Производитель выбирается, как правило, исходя из бюджета».
В целом, все металлокаркасные лифтовые шахты могут быть поделены, в зависимости от способа крепления конструкционных элементов, на:
✔ шахты модульного типа на болтовых соединениях;
✔ шахты сварного типа.
Каждый из типов имеет свои особенности, однако их выбор не всегда зависит от желания проектировщиков.
«Иногда решение о выборе соединения (болтовое или сварное) приходит само собой, — говорит А.С. Щерба, — поскольку некоторые зарубежные изготовители лифтов поставляют свое оборудование вместе с комплектом элементов шахты лифта на болтовом соединении. Но на практике болтовое соединение элементов каркаса требует предварительной сборки всей шахты „наживую“, ее дальнейшую протяжку и выверку по вертикали и диагонали. Также предъявляется требование к более точной нарезке элементов каркаса и сверления необходимых отверстий в деталях каркаса — это еще одно звено в технологической карте сборки, а следовательно — увеличение сроков и денежных вложений».
Кроме того, продолжает эксперт, применяемые для стальных каркасов элементы трубчатого квадратного или прямоугольного профиля соединить болтами можно только используя промежуточные детали — переходники, крепящиеся с помощью сварки. При этом наличие ручного электроинструмента на месте монтажа при сборке шахты сварным соединением ускоряет устранение возможных недочетов в элементах каркаса (отрезать новую деталь по размеру можно всегда), а вот сверление в поясах или стойках — проблематично.
«Способ соединения деталей в единый каркас, — отмечает А.С. Щерба, — никак не сказывается на сроке его эксплуатации, его укорачивают нагрузки и воздействия аварийных нагрузок. Деформируются сами элементы каркаса, а не его соединения».
Удобство металлокаркасных шахт состоит в универсальности и вариабельности места изготовления всех элементов, поскольку для начала изготовления каркаса необходимо лишь наличие сборочного чертежа с указанием всех элементов с размерами и допусками, а также степенью технологической обработки. По этим чертежам возможно размещение заказа на изготовление каркаса на металлообрабатывающем производстве с изготовлением элементов каркаса или его объемных секций с последующей сборкой на монтажной площадке.
«Элементы каркаса шахты, — говорит А.С. Щерба, — представляют собой линейные элементы, поэтому их изготовление не требует сложной дорогостоящей оснастки и при наличии опытного квалифицированного персонала сделать это возможно даже на скромном собственном производственном участке».
Важно, чтобы такая площадка была оборудована достаточным техническим оснащением, а именно следующими металлообрабатывающими станками (и квалифицированным персоналом, работающим на них):
✔ отрезным;
✔ гибочным;
✔ сверлильным;
✔ фрезерным;
✔ токарным.
Важна и культура производства работ: например, при сборке каркаса электродуговой сваркой на месте монтажа сварные швы очищаются от окалины, зачищаются и грунтуются перед общей покраской всего металлокаркаса.
Металлокаркасные шахты лифтов дают возможность существенно расширить возможности обеспечения зданий вертикальным транспортом, позволяя реализовать практически любые архитектурные решения в новых или уже существующих объектах. В сочетании с простотой и высокой скоростью монтажа это делает их приоритетным выбором в большинстве строительных задач. Но при одном условии: полном учете и соблюдении всех тонкостей проектирования, изготовления и монтажа этой популярной конструкции.