Лифты давно уже стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, помогая нам комфортно и быстро перемещаться между этажами. Казалось бы, чем сегодня может удивить лифт современного человека? Скоростью, размерами, интерьером кабины, высотой подъёма, стоимостью? Представляю вашему вниманию десять интересных, удивительных фактов, которые могут изменить ваше представление об этом виде пассажирского транспорта.
До изобретения лифта верхние этажи зданий никого не впечатляли. “Перед лифтом комнаты прямо под крышей всегда бедны, тревожны и незаконны”, - говорит Андреас Бернард, автор книги "Лифт: культурная история лифта". На самом деле, самый верхний этаж считался таким же неблагополучным и опасным, как подвал. Изобретение лифта сокрушило этот стереотип: внезапно самые интересные и дорогие помещения в многоэтажном здании оказались наверху. Так появился престижный пентхаус! И вертикальная иерархия зданий была изменена навсегда.
Изобретение лифта изменило все: внезапно самые интересные и дорогие помещения в многоэтажном здании перекочевали наверх.
Первыми зданиями, оснащенными пассажирскими лифтами, были большие городские отели – новый тип зданий в таких крупных городах, как Нью-Йорк, Лондон и Париж. Первым из этих отелей, в котором был установлен пассажирский лифт, был отель Fifth Avenue в Нью-Йорке, который открылся в 1859 году и был спроектирован специально для установки лифта. Тогда это считалось предметом роскоши, который избавлял гостей от необходимости подниматься по лестнице.
Отель Langham в центре Лондона, который открылся в 1865 году, считается первым гранд-отелем в Европе. Он также претендует на звание первого лондонского отеля, оснащенного гидравлическими лифтами. Однако в то время они не назывались лифтами – вместо этого персонал и клиенты называли их “подъемными комнатами”.
Дизайн этих первых лифтов был очень специфичным, говорит доктор Ли Грей, специалист по истории вертикального транспорта из Университета Северной Каролины: “В каждой кабине была бы очень шикарный диван с мягкой обивкой. У большинства из них была красивая деревянная отделка купе, зеркала, люстра с газовым освещением, свисающая по центру кабины”. И у всех них был лифтёр, который отвечал за открытие и закрытие двери и очень медленно поднимал или опускал лифт. Скорость передвижения не была проблемой – гости были там, чтобы побаловать себя!
“Лифт, опускающийся на уровень вестибюля, подобен поднимающемуся занавесу на социальной сцене”, – уверяет доктор Шон Уильямс из Шеффилдского университета. “В начале 20–го века широко бытовало мнение о том, что выход из лифта подобен выходу в общество, и поэтому вы должны были хорошо выглядеть”, - говорит доктор Уильямс. Даже звон колокольчика над дверью привлекал внимание прохожих. Был целый ряд советов, в том числе отдельно для мужчин, которыми пытались привить манеру соответствующе одеваться и как себя вести при входе в вестибюль отеля.
В первые дни существования лифта работа лифтера считалась очень квалифицированной. Все ранние лифты управлялись устройством, называемым веревкой грузоотправителя. Лифтёрам пришлось прекратить дергать за веревку до того, как лифт прибыл на нужный этаж, потому что даже когда они остановились, кабина все равно двигалась. Все эти навыки постепенно приобретались в повседневном опыте: от того, когда нужно потянуть за веревку и заглушить двигатель, чтобы кабина скользнула и точно остановилась на одном уровне с посадкой. В Германии до Первой мировой войны, если вы хотели стать лифтером, вы должны были обучаться в течение трех лет.
“Кнопка - одно из самых интересных изобретений в современной жизни”, - говорят учёные-историки. Она появилась в начале 20-го века и окончательно вошла в нашу жизнь в 1920-х годах. Именно кнопка сделала управление лифтом прерогативой пассажира и положило конец эпохе искусного лифтера. После Первой мировой войны золотой век лифтеров закончился.
Если вы закажете роскошный люкс в пентхаусе отеля Langham, вы получите свой собственный частный лифт, а также шесть спален, площадью 450 квадратных метров, детский рояль, круглосуточные услуги дворецкого и доступ к личному шеф–повару. Тем не менее, вам понадобится немало денег, если вы хотите остановиться в номере Sterling suite. Максимальная цена этого люкса составляет около 24 000 фунтов стерлингов за ночь.
Самым высоким зданием в мире является Бурдж-Халифа в Дубае. Лифт, который поднимается на его 163–й этаж, преодолевает расстояние в 504 метра - и это та самая предельная высота, на которую может подняться человек н лифте. Серийные лифты не могут преодолевать расстояния более 500 м, так как вес самих стальных канатов становится слишком большим: есть момент, когда тросы весят так много, что их собственный вес приведет к их выходу из строя.
Также следует учесть, что подвесной кабель в таких конструкциях может весить больше, чем кабина с пассажирами.
Ограничения по высоте и направлению скоро могут уйти в прошлое. Компания Thyssen Krupp Elevator в Германии разработала прототип лифтовый системы, которую они называют “МУЛЬТИ”, потому что она может двигаться в нескольких направлениях. Генеральный директор Майкл Сезарц объясняет, как работают лифты без канатов с использованием магнитного поля и искусственного интеллекта. “Нет никаких ограничений по высоте”, - говорит Майкл Сезарц. “Мы сможем преодолеть один, два или три километра, если захотим, что невозможно с канатной системой”. Тестовая модель уже установлена в башне в Ротвейле, и первое здание, в котором будет размещен этот революционный лифт, должно быть готово к 2025 году.