Из 5,5 тыс. специализаций в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих» со словом «лифт» связано четыре, причем три из них — непосредственно с установкой и обслуживанием вертикального транспорта. И все они относятся к нужным: только в московском регионе рекрутинговые платформы демонстрируют десятки вакансий в этой сфере с достаточно конкурентным вознаграждением. Примерно такая же ситуация и в других районах России, однако «висят» такие предложения месяцами, да и «текучка» велика.
Почему же востребованные специалисты не могут встретиться с работодателями? Попробуем разобраться в этом с ведущим специалистом Группы Компаний «Лифт-Импорт», ее техническим директором Артемом Исаевым. С «легкой руки» его и его коллег московский Колледж железнодорожного и городского транспорта № 52 получил возможность уже в ближайшей перспективе готовить студентов на уникальном обучающем лифтовом стенде, причем прямо сейчас, благодаря компании, ребята могут практиковаться на реальном оборудовании прямо в стенах учебного заведения.
Рост интереса к получению среднего профессионального образования (СПО) — объективная реальность: если в 2010 г., по данным опросов портала Superjob.ru, желающих поступить в колледжи выпускников было 8%, то сегодня их число выросло до 60%, причем свой выбор они объясняли сочетанием профессионального интереса и перспективами трудоустройства (востребованностью на рынке труда и стабильным заработком).
При этом, хотя уровень подготовки абитуриентов высок (как правило, средний балл аттестатов выше 4,2), им часто не хватает практических навыков и это становится серьезной проблемой как в период обучения, так и после выпуска. «Дети не знают практических навыков, — констатирует Артем Исаев. — оценочно, лишь 10% из них хоть что-то умеют, обычно благодаря родителям. И только треть оставшихся достаточно мотивированы для глубокой работы в этом направлении, хотя именно от этого зависит успех в профессии».
Следует заметить, что уровень мотивации студентов к повышению практического уровня во многом зависит от оснащенности учебного заведения, а с этим есть большие проблемы.
К сожалению, уровень технического оснащения колледжей, мягко говоря, не высок: как констатируется в бюллетене Аналитического центра при правительстве РФ и Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС, до 60% работодателей приходится самостоятельно доучивать и переучивать вновь пришедших работников.
Подтверждает это и Артем Исаев: «Пока очевиден перекос в теорию, которая, безусловна важна. Однако, по опыту, от обширной программы в головах выпускников остается 20–30%, причем этого вполне хватает. Чего нельзя сказать о практических навыках — сейчас в преподавательском составе колледжей нашего профиля фактически нет практиков. То есть, если еще 15 лет назад они были, то сейчас пожилые преподаватели уходят на отдых, да и знания их во многом устарели. Поэтому „дорабатывать“ выпускников после обучения нам приходится довольно долго — от 2 месяцев до 1,5 лет».
Такое положение дел и стало одной из главных причин инициативы «Лифт-Импорт» и присоединившегося к ней завода МЭЛ: оборудовать московский колледж КЖГТ № 52, образовательное учреждение со столетней историей, уникальным учебно-демонстрационным лифтовым комплексом, который поможет студентам полностью подготовиться к реалиям современного вертикального транспорта. Сейчас он в стадии сборки — изготовлен (и доставлен) металлический каркас шахты, достигнута договоренность с заводом МЭЛ об изготовлении кабины лифта.
«Такого не было никогда, — подчеркивает Артем Исаев, — абсолютно новый макет, максимально достоверно воспроизводящий абсолютное большинство ситуаций, которые встречаются в работе. Можно отработать полную безопасность и правильность выполнения работ, чтобы с младых ногтей воспитывалась культура труда, поведения и, больше того, — гордость за профессию. Для России это уникально. Даже если обратиться к опыту СССР, где проводились профессиональные чемпионаты на реальных лифтовых установках, там имитировались лишь поломки и другие нештатные ситуации. Сейчас ребята получат устройство, максимально приближенное к реальности, при этом совершенно безопасное и удобное в обучении и он, безусловно, поможет сократить время постдипломного обучения и стать самодостаточным специалистом».
Но, помимо потребности в хорошо обученных молодых специалистах, у компаний есть и вполне альтруистические мотивы: новое учебное оборудование поможет юным профессионалам достойно выступать в «своей» категории на мероприятиях WorldSkills — международного некоммерческого движения, которое призвано повышать престиж профессионального мастерства и развивать профессиональное образование. Путем к этому стало проведение чемпионатов — как в отдельных странах, так и в мире в целом.
Модернизация системы СПО началась еще несколько лет назад — Национальный проект «Образование» в редакции 2016 года предусматривал уже к 2020 г. создание конкурентоспособной системы, обеспечивающей обучение по современными стандартам и технологиям, соответствующим стандартам WorldSkills. К сожалению, по объективным и субъективным причинам, достичь этого до сих пор не удалось. В основном — из-за недооснащенности колледжей. Хотя в Послании к Федеральному Собранию-2019 Президент России обозначил цель переоснастить современным оборудованием более 2 тыс. учебных мастерских к 2022 г., реализация откладывается, в том числе — из-за мирового локдауна.
Поэтому инициатива московского бизнеса стала шагом к превращению традиционного профессионального обучения лифтовых специалистов в востребованный формат WorldSkills, максимально ориентированный на современные требования рынка труда — сочетание рабочих компетенций и soft-skills.
«Мы предполагали, что обучающий стенд будет установлен еще в прошлом году, — комментирует Артем Исаев, — и поможет готовить ребят к Чемпионату WorldSkills, однако карантин нам помешал. В этом году, мы надеемся, мы успеем подготовить макет к началу учебного года и начать подготовку к будущим соревнованиям компетенций в Уфе. Конечно, мы окажем помощь в транспортировке оборудования и в размещении его на площадке. Это позволит ребятам продемонстрировать свои реальные профессиональные навыки, в отличие от прошлых лет, когда лифтовики демонстрировали… оказание первой медицинской помощи!». Впрочем, даже пока учебный стенд не готов, студенты имеют возможность работать на реальном оборудовании, которое временно, до установки учебного макета, предоставили колледжу в «Лифт-Импорт».
Почему компании, прямо связанные с производством, монтажом и обслуживанием сложной техники, занимаются непрофильным, вроде бы, оснащением образовательных учреждений? Это не только строгий бизнес-расчет, но и глобальная забота об устойчивом развитии. «Самое большое в истории поколение молодых людей собирается унаследовать мир, в котором царят глобальный кризис обучения и нехватка навыков, — считает Генриетта Фор, исполнительный директор Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). — Частные компании должны сотрудничать с правительствами, чтобы помочь устранить этот недостаток навыков и предоставить молодым людям возможности, необходимые для реализации их потенциала. Возможности безграничны, а решение не терпит отлагательств».