Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Нижний Новгород
  • Воронеж
  • Челябинск, Екатеринбург
  • Пенза
  • Сочи, Крым
  • Владимир, Иваново
  • Самара
  • Уфа
  • Казахстан, Павлодар
  • Владивосток

В декабре 2021 один из крупнейших в Европе торговых моллов — ТРК «Европолис» (ранее «Золотой Вавилон») в московском Ростокино — полностью завершит реконструкцию. Ее проект, разработанный испанским архитектурным бюро CLEVERTECK, призван превратить построенный более 10 лет назад комплекс площадью 242,5 тыс. м2 в один из самых передовых по оснащению и уровню обслуживания ТРК столицы.

Уже сегодня центр ежемесячно принимает порядка 1,5 млн человек и предлагает товары и услуги более чем 400 брендов. Кроме якорных вендоров крупнейших мировых торговых марок, в многоярусном «Европолисе» разместились fashion-бутики, товары для красоты и здоровья, дома и декора, обширная развлекательная зона с современным многозальным кинотеатром, детским центром развлечений, большой ресторанной зоной и подземным паркингом почти на 5 тыс. машин.
Чтобы сделать пространство комплекса максимально удобным и безопасным для посетителей, пришлось радикально обновить вертикальный транспорт — системы эскалаторов и лифты. Два уникальных для России трехтонных грузопассажирских лифта, предназначенных для обслуживания покупателей ИКЕА, привезла и установила Группа Компаний «Лифт-Импорт». И она же занималась модернизацией, сертификацией и оформлением документации.

О том, как именно проводилась эта процедура и какие нюансы необходимо учитывать при оформлении «нестандартной» техники, рассказывает технический директор «Лифт-Импорт» Артем Исаев, который отвечал за успех всех работ, в том числе — за прохождение индивидуальной сертификации.

Зачем нужна сертификация лифтов?

Сложное, связанное с транспортировкой людей оборудование (лифты) должно быть совершенно безопасно, причем критерии этого подробно описаны в Регламентах Таможенного Союза (в нашем случае это ТР ТС 011/2011) для соответствующих устройств. И сертификация соответствия таким требованиям гарантирует пользователям, что техника будет работать без нареканий весь заявленный производителем срок службы, без нее получить разрешение на эксплуатацию нельзя.

В целом, сертификат выдается только после положительного заключения протокола испытаний. За достоверность всех сведений и, соответственно, за все юридические последствия, отвечает «головой» аккредитованный орган, который проводит испытания, поэтому ко всем нюансам тут относятся предельно внимательно. Существует несколько регламентных схем проведения оценки, описанных в Приложении №3 к регламенту ТР ТС 011/2011:

✔  1с — для оценки серийно выпущенного оборудования;
✔  3с — для оценки партии;
✔ 4с — для единичной продукции (в этом случае период действия разрешения ограничивается определенным производителем сроком эксплуатации оборудования).

В общем случае, серийное производство может сертифицировать лишь производитель (отечественный или иностранный), а вот оформить разрешительные документы на отдельную партию или единичное изделие также имеет право Заказчик либо импортер. При этом необходимо учесть, что при отсутствие действующего сертификата лифты проходят таможенную очистку по временной схеме – импортер обязан предоставить сертификат в таможенный орган в течение 6 месяцев после пересечение лифтами границы. В противном случае таможня наложит обременения на оборудование, а импортер будет подвергнут строгому административному взысканию и штрафу.

Что делать, если лифт нестандартный?

В случае несерийных трехтонных лифтов для «Европолиса», выполненных по специальному заказу, работа шла по схеме 4С. То есть, аккредитованная испытательная лаборатория провела для «Лифт-Импорт» испытания и измерения параметров лифтов на объекте в соответствии со стандартами Таможенного Союза, оформила результаты испытаний и измерений протоколами.

Именно лаборатория проводит анализ соответствия объекта, результатов испытаний и измерений требованиям технического регламента и только после положительного результата оформляет и выдает необходимый для дальнейшей работы сертификат соответствия.

«Как правило, сертификат делается на партию или модель, разово это делается относительно редко, — поясняет Артем Исаев. — В общем случае представители аккредитованной лаборатории выезжают на завод-изготовитель и проверяют все аспекты производства, от конструкторской документации до технологических цепочек. После этого серийная модель получает удостоверение о соответствии нормам на 5 лет. Таким же образом сертифицируется партии (с определенными нюансами по времени). Однако существуют ситуации, когда в одобрении нуждается единичное изделие, как это произошло в нашем случае — нестандартного грузопассажирского трехтонного лифта. Завод изготовитель изготавливал его по старому стандарту, поэтому нам пришлось дорабатывать системы безопасности, следить за производством и оформлять полный пакет документов с нуля».

С какими сложностями можно столкнуться?

В случае мелкосерийного и уникального оборудования основной проблемой, даже в случае всемирно-известных поставщиков, является недостаток документов: далеко не все из них имеют адекватный перевод, часть отсутствует, поскольку производитель в них не нуждается и так далее. Столкнулись с этим и специалисты «Лифт-Импорт»: поскольку подобрать серийный лифт стороннего производителя было невозможно (клиент заказал больше 150 единиц от одного производителя и с точки зрения логистики предпочел делать несерийный лифт там же), документацию пришлось адаптировать и дополнять самостоятельно.

«Хотя наличие старого стандарта несколько облегчило работу, — говорит Артем Исаев, — нам пришлось, с минимальной поддержкой производителя, доработать оборудование по месту, заново сделать документацию и разработать методики испытания. Некоторые узлы мы перебирали несколько раз, чтобы пройти тесты строго по методике стандарта - только это обеспечивает безопасность».
Скрупулезный подход дал результаты, хотя и не без труда: одобрение сертификационной организации получили только на третий раз, что потребовало времени и значительных усилий.

«Это достаточно хлопотно, — поясняет Артем Исаев, — соответствовать очень строгим правилам должны все элементы системы из перечня требований. То есть, если из ста позиций одна „не бьется“, то испытания не засчитываются. Каждая деталь заносится в протокол, на основании которого сертифицирующий орган и будет принимать решение. Однако это полезная работа: отрицательный результат — тоже результат, он помогает найти и выявить „тонкие места“ в конструктиве и узлах безопасности, повышая надежность лифта. В комиссию входят очень профессионалы высочайшего уровня, с крайне ответственным подходом к процессу, они, прежде всего, помогают решить проблему».

Можно ли «обойти» сертификацию? - НЕТ!

А за попытку нарушить закон последует немедленная и суровая кара: производство и продажа несертифицированного оборудования считаются административным правонарушением, за которое предусматривается ответственность в виде штрафов, конфискации лифта, ограничения деятельности компании на период до 90 дней. В целом, потери существенно превышают крайне сомнительный выигрыш, полученный от игнорирования правил ТС. 

«Безусловно, проще ориентироваться на уже сертифицированную массовую продукцию, — считает Артем Исаев. — Поэтому такая „разовая“ ситуация должна быть обоснованной: например, сейчас на одном из наших объектов архитекторами предусмотрены спиральные эскалаторы, но это уникальный проект, с особой концепцией. Если такой уникальности нет, лучше выбирать оборудование с уже имеющимися заводскими сертификатами, признанными в Таможенном союзе. Также нужно помнить, что все серийное оборудование в любом случае проходит ежегодный сертификационный контроль, то есть, организация (лаборатория), выдавшая сертификат, проводит инспекционный контроль, при котором обязана посетить несколько случайных объектов и подтвердить, что все в порядке. Кроме того, каждый лифт перед вводом в эксплуатацию подвергается испытанию, проходя полное техническое освидетельствование: это гарантия безопасности пассажиров».

Уникальные проекты, такие как «Европолис», требуют уникальных решений, в том числе — в сфере вертикального транспорта. Поэтому налаженная система испытаний и сертификации крайне важна: только всеобъемлющий, квалифицированный и беспристрастный подход гарантирует соответствие техники государственным требованиям и обеспечивает полную безопасность пассажирам. А для этого важен опыт и высокий профессионализм поставщиков, инженеров и монтажников важного и сложного оборудования вертикального транспорта.

Все публикации