Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Нижний Новгород
  • Воронеж
  • Челябинск, Екатеринбург
  • Пенза
  • Сочи, Крым
  • Владимир, Иваново
  • Самара
  • Уфа
  • Казахстан, Павлодар
  • Владивосток
      «Никаких поводов для волнений, господа. Это абсолютно безопасно»: этими словами Элайджа Отис в 1854 году приветствовал ошеломленную публику сразу после исполнения смертельного номера — обрыва троса подъемника, на котором он стоял. Вместо того, чтобы обрушиться с высоты 4 этажей и убить пассажира, тяжело нагруженная платформа просела на несколько сантиметров и остановилась. «Шалость» удалась благодаря механизму изобретенному Отисом, который придумал особую систему крепления тросов и установки рессор. С тех пор прошло больше полутора веков, и к отисовскому «ловителю» добавилось еще немало систем, которые и сделали поездки на вертикальном транспорте и его обслуживание практически лишенными риска.

Elisha_OTIS_1854.jpg



5 главных и 5 вспомогательных причин безопасности лифтов


      В начале сентября 2023 года в одном из московских ЖК лифт с женщиной и трёхлетним ребёнком рухнул с 16-го этажа. «Падающую кабину остановила ловушка, — вспоминает пострадавшая, — не помогло, опять начала резко спускаться вниз. Потом лифт остановился ещё раз и медленно спустился до первого этажа». За то, что пассажиры не пострадали, благодарить надо по меньшей мере 10 систем — главных и вспомогательных. Среди них:

✓ система канатной подвески;

✓ система запирания дверей шахты;

✓ система ловителей (конструктивно похожая на те, что изобрел когда-то Отис);

✓ система ограничителя скорости;

✓ система амортизаторов в приямке шахты лифта.

hq720.jpg


      Вспомогательные системы

✓ система вызова помощи;

✓ система диспетчерского контроля, наблюдения и мониторинга в режиме реального времени;

✓ система контроля доступа в шахту и машинное помещение;

✓ система аварийного электропитания;

✓ система пожарной безопасности в связке с общими системами безопасности здания, системами дымоудаления и вентиляции, создающей избыточное давление в шахте.

5979986555_c3fec0d862_b.jpg


      Все эти составляющие работают вместе, обеспечивая безопасную и надежную работу лифтов и сберегая жизнь и здоровье пассажиров и сохраняя технику, конструкции здания и шахты от повреждения.

      «Со времен Отиса системы безопасности значительно развились, — объясняет Кирилл Савинский, директор по развитию бизнеса «LIFT-IMPORT». — Принципиально добавился контроль проникновения в шахту, складные буферы, хитрая электроника, контроль слабины канатов, грузовзвешивающие устройства в кабине. Во многих случаях появились дополнительные возможности, комбинирующие технические и нормативные методы: системы мониторинга, предлагающие упреждающие ремонты и в режиме реального времени передающие информацию о лифте и его ошибках».


Что делать с лифтом-«ракетой»?


       Итак, упасть лифт практически не способен — для этого нужно буквально катастрофическое стечение несчастливых обстоятельств. А что, если кабина превратится в ракету и попробует вылететь из шахты вверх, как в мультфильме «Ну, погоди!»? Вопрос не праздный: в 2021–2022 годах такие происшествия были в нескольких новостройках-высотках от 25 этажей. К счастью, серьезно никто не пострадал, но напугались люди изрядно.

       На самом деле, вероятность такого происшествия тоже крайне невелика, как и ее опасность для пассажиров, да и высотных домов со скоростными (свыше 2,5 м/с) лифтами пока не слишком много. Однако проблема существует и профессиональное сообщество ее осознает.

       Например, по действующему ГОСТ 33984.1–2016 лифты должны оснащаться системой безопасности, срабатывающей при превышении номинальной скорости движения кабины на 15 % как вниз, так и вверх.

       В новых зданиях это учитывается, однако в случае модернизации уже существующих домов есть существенная сложность, связанная не только с деньгами, но и с требованиями законодательства. На практике, установку системы контроля направления и скорости движения кабины лифта с обеспечением безопасного замедления тормозными механизмами необходимо рассматривать для отдельно взятого конкретного лифта в зависимости от прошедшего срока его эксплуатации и близости срока замены всего оборудования (каждые 25 лет).

       «Установка двусторонних ловителей на лифты со скоростью движения в районе 1 м/с в зданиях малой и средней этажности нецелесообразно, так как существующие в них системы безопасности в полной мере справляются со своими функциями, — объясняет Анатолий Щерба, эксперт «LIFT-IMPORT». — Нужно также учитывать, что вторжение в основную систему безопасности лифта и его аппаратуры управления, это уже модернизация лифтового оборудования, а значит — полное техническое освидетельствование с последующей сдачей лифта в эксплуатацию. То есть, согласования, сроки, деньги и прочее, что затрудняет изменения конструкций и дополнение ее незапланированными изначально устройствами».

20230516zhangjiajie-bailong-elevator-bailong-elevator9.jpg


       Впрочем, все специалисты сходятся во мнении: практически любой сбой в работе такого надежного устройства, как лифт, объясняется не столько техническими проблемами, сколько человеческим фактором. Безопасность зависит от всех.

      Лифт, конечно, не космический аппарат, где дублируется практически 100 % всех систем. В лифтостроении усиливаются только важнейшие системы безопасности, например, система подвески кабины и противовеса лифта использует несколько тяговых канатов, тормозные диски на безредукторном приводе лифта.

       Однако надежность и безопасность вертикального транспорта практически не уступает условной МКС — ошибки или отказы хотя бы одного из цепи датчиков тут же сигнализируются системой безопасности лифта вплоть до выхода из работы в остановку и ожидания механика.

       Это работает в полном объеме, но при одном условии: все необходимые технические регламенты выполняются в полном объеме, точно в срок и в соответствии с требованиями, написанными, буквально, кровью.


       «Высокая степень надежности и работоспособности достигается применением высококачественных материалов в изготовлении узлов и механизмов, — подчеркивает Анатолий Щерба. — Использованием проверенных временем удачных конструкций деталей и компонентов электроцепей. Электронные, электро, аудио и видео системы дополняют работу друг друга, а своевременное и качественное техническое обслуживание всего комплекса лифтового оборудования — залог безаварийной работы, как и высокий уровень компетенции персонала обслуживающей организации».

        Но для того, чтобы обеспечить полную безопасность, нужно исключить формальность проведения проверок и вести аудио- видеозапись всего процесса прохождения, а обслуживающие компании должны обладать необходимыми компетенциями и опытом работы в отрасли.


1666412563_3-21.jpg


        «Лифтовые организации должны иметь лицензии, входить в СРО, рабочий персонал строго проверяться и, по итогам аттестации, обязан иметь сертификаты по безопасности, электрические допуски и т.п. в зависимости от специализации и проводимых ими работ, — говорит Кирилл Савинский. — В любом случае, всё упирается либо в сдачу нового лифта по стандартной методике со всеми визуальными осмотрами, проверкой соответствия чертежам и прилагаемой поставщиком технической документации. Либо в периодическое освидетельствование Ростехнадзором (ежегодное или реже). Подстраховкой может служить сервисная организация, которая обязана информировать владельца лифта в случае, если какие-то обстоятельства делают или могут сделать функционирование оборудования небезопасным. Также существуют процедуры, по которым под подпись ответственные лица принимают оборудование из монтажа в эксплуатацию, либо новый сервис принимает лифты/эскалаторы на обслуживание. В этот момент должны быть выявлены все возможные риски».

        Безопасность лифта зависит не только от специалистов, но и от пассажиров: при пользовании вертикальным транспортом нужно обращать внимание на отклонения от нормальной работы и незамедлительно ставить в известность диспетчера УК или ТСЖ. В целом, по рекомендации Анатолия Щербы, необходимо отслеживать состояние кабины (она должна быть чистой и светлой), проверять наличие наличие памяток, обращений и объявлений у лифта и в кабине, не пользоваться устройством при наличии посторонних звуков при движении и других признаках неправильной работы.


Все публикации