Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Нижний Новгород
  • Воронеж
  • Челябинск, Екатеринбург
  • Пенза
  • Сочи, Крым
  • Владимир, Иваново
  • Самара
  • Уфа
  • Казахстан, Павлодар
  • Владивосток


Фото Марианна Бос, сайт unsplash.com


В России 27,4 % населения относятся к категории маломобильных, а 8 из 100 человек имеют официальную инвалидность. И хотя все эти люди имеют полное право беспрепятственно пользоваться всеми благами цивилизации, на практике это не всегда осуществимо: доля доступных для них приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры колеблется около 70 %. При этом доступная среда — далеко не только пандусы или таблички со шрифтом Брайля: значительную роль в обеспечении мобильности играет вертикальный транспорт, без которого инвалиду крайне сложно преодолеть не только домовые или больничные лестницы, но и железнодорожные пути или автостраду. Как это работает? Разбираемся на примере решения проектной компании ООО «ВТМ Дорпроект» и

LIFT-IMPORT, которое прямо сейчас реализуется в подмосковных Химках.


Условия задачи: дано

Ближний пригород Москвы — город Химки — активно строится: транспортная доступность через Ленинградское шоссе и Октябрьскую железную дорогу, неплохая экологическая ситуация и развитая инфраструктура в сочетании с близостью к столице делают его центром притяжения для девелоперов и покупателей «первички». Но та же «железка», что с комфортом доносит жителей до работы, им же и мешает, часто рассекая районы и нарушая внутреннее сообщение в них.


Чтобы добраться до автобусов, нужно перейти жд-пути

Так произошло и в двух крупных ЖК — «Две столицы» и «Солнечная система». Через железную дорогу можно было перебраться безопасным, но долгим «официальным» путем в обход или опасным, но быстрым — через стихийный переход через пути. К сожалению, короткий маршрут до автобусов к станции метро «Ховрино» и торговым центрам приводил к потерям — например, в 2019 году здесь погибли четыре человека.

По многочисленным просьбам жителей «разделенного» района и по поручению губернатора МО Андрея Воробьева в 2020 году было принято решение о строительстве надземного перехода над путями, причем по замыслу он должен полностью соответствовать требованиям удобства маломобильных групп граждан.

Доказать: лифт подходит для всех

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 2006 году, подчеркивает, что возможность вести активный и независимый образ жизни и полноценно участвовать во всех ее аспектах является неотъемлемым правом людей с ограниченными возможностями. Поэтому ото всех государств, присоединившихся к Конвенции (Россия ратифицировала документ еще в 2012 г.), требуется на самом высоком уровне принять меры для обеспечения инвалидам равного со всеми доступа «к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах».

Между тем, несмотря на декларируемую 70-процентную доступность, проблема доступной для инвалидов среды остается: по данным ВЦИОМ, треть (34 %) наших соотечественников первое место в рейтинге трудностей, с которыми сталкиваются инвалиды, поставили трудности с перемещением по городу. При этом 69 % считают, что государство уделяет недостаточно или слишком мало внимания проблемам инвалидов.

Поэтому трудно переоценить важность нового подхода к строительству критически-важных для нормальной жизни инфраструктурных объектов, соответствующих современным требованиям к обеспечению равных возможностей.


3D-модель будущего перехода в Химках (откроется в конце 2021 г.)

«Пешеходный переход в городе Химки, — рассказывает Владимир Баженов, главный инженер проекта „ВТМ Дорпроект“, — строится по личному распоряжению губернатора Московской области и сможет обеспечить безопасный переход до 1775 человек в час. Государственный Заказчик сразу акцентировал, что необходимо сделать объект удобным для всех, поэтому мы заложили в проект лифтовое оборудование, которое подбирали с хорошо известными на рынке вертикального транспорта специалистами: решение по лифтам (проект) и поддержку прохождения госэкспертизы по этому разделу мы делали совместно с LIFT-IMPORT».

Решение: учесть все нюансы

В России Конвенцию ООН с точки зрения строительства обеспечивает СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», который регламентирует разработку всех решений, связанных с возможностью обеспечить инвалидов и другое маломобильное население равным с другими категориями доступом к жизненной среде. Фактически, сегодня требования этого СП обязательны для всех новых зданий и сооружений.

В частности, у всех переходов этот СП предусматривает оборудование пандусами или лифтами (при перепаде высот более 3 метров). Выполнение этого часто требует неординарных проектных и технических решений.


В темное время суток пользоваться химкинским переходом тоже удобно

«Вертикальный габарит от рельсов до низа пролетного строения над железнодорожными путями для большинства объектов оставляет 6,9 м, — поясняет Владимир Баженов. — В нашем случае, так как объект пересекает проектируемую высокоскоростную железную дорогу Москва-Санкт-Петербург, требования к высоте габарита было увеличено до 7,5 м, такой подъем без лифта и для здорового человека может быть утомительным. Поэтому особенностью проекта стали высокий подъем и высокая интенсивность потока пешеходов, также мы учли пожелание жителей о возможности провоза велосипеда в лифте. Для удобства был выбран вариант с проходными кабинами — вход с одной стороны, а выход с другой: это комфортно для людей с колясками и велосипедами, поскольку не нужно разворачиваться в кабине лифта. Для проектирования мы использовали передовые технологии информационного моделирования — атрибутивную 3D-модель, которая дает возможность быстро и качественно найти оптимальное решение даже в ситуациях с серьезными ограничениями».

Успех совместной работы был обусловлен опытом и современными подходами специалистов обеих компаний. Так, «LIFT-IMPORT» накопила большой опыт в проектировании и установке лифтового оборудования на пешеходных переходах.

В 2019-2020 годах было установлено 60 лифтов на пешеходных переходах на трассе «Таврида»(Республика Крым) и 16 лифтов на пешеходных переходах железнодорожных станций «Багерово» и «Керчь Южная».

А во время подготовки статьи «ВТМ Дорпроект» и «LIFT-IMPORT» подписали очередной договор на проектирование установки лифтового оборудования и устройство металлокаркасной шахты на пешеходном переходе через железную дорогу в другом подмосковном городе — Дедовске. Работы по проектированию включают в себя такие разделы, как обоснование выбора оборудования, конструктивно-технологическое решение, освещение, кондиционирование, вентиляция шахты и разработка сметной документации.

Более половины — 51 % — россиян считают, что проблемы инвалидов важны и государство должно принять срочные меры по их решению. И это важный общественный запрос, который сегодня начал активно реализовываться по всей стране. Но для этого нужно активнее использовать возможности новых технологий — так, как это сделано и делается в Подмосковье.

Все публикации