Лифт (и другие виды автоматических подъемников) уже более ста лет — привычное средство передвижения для сотен миллионов людей. Благодаря общеизвестным надежности и многократному запасу прочности, который закладывают все ведущие производители, мало кто всерьез опасается пользоваться «вертикальным транспортом». Однако не все так гладко: 30–35 человек, по данным Национального лифтового союза1, погибает в России ежегодно — как правило, из-за неправильной эксплуатации, псевдоэкономии на обслуживании или некомпетентности обслуживающей организации. Почему и как часто нужно проводить квалифицированное и регулярное ТО лифтов и которая полностью возьмёт на себя проблемы по содержанию подъемных механизмов (лифтов и эскалаторов) в надлежащем состоянии, разбираемся в этом материале.
Даже если не брать в расчет относительно редкие случаи травм или даже гибели людей, правильная работа подъемников (и это не только лифты, но и, например, эскалаторы) — важная часть комфортной городской среды. И любая внеплановая их остановка приводит к «поломке» связности этой среды — проще говоря, если подъем на нужный этаж труден, то без большой нужды посетители туда не пойдут.
Особенно наглядно это видно на примере расчета рентабельности торговых центров: принято считать, что среднесуточный показатель посещаемости должен составлять 70% от общей арендной площади ТЦ (GLA). То есть, при GLA молла в 10 тыс. м2 ежедневная проходимость должна быть не менее 7 тыс. человек2.
Однако все меняется, если ограничивать посетителям свободу перемещения: любой простой вертикального транспорта будет оборачиваться прямыми убытками для арендаторов верхних этажей, причем чем выше расположена точка, тем они больше. Например, для фудкортов и развлекательных центров (кинотеатров и т.п.), удар может стать весьма чувствительным: только в столице, по данным S.A. Ricci, 95% таких мест расположены на последних этажах ТРЦ3. За несколько дней вынужденного простоя поток посетителей кинозон может упасть вполовину, что повлечет за собой снижение посещаемости и у других арендаторов, включая якорных, и к общим убыткам молла в целом. Между тем, годовой «абонемент» на обслуживание техники, позволяющий с гарантией избежать форс-мажора, стоит от 120 тыс. рублей — по 10 тыс. в месяц, что составляет ничтожный процент от выручки даже небольшого ТЦ.
Следует учесть также, что стоимость аварийного (вследствие ненадлежащего и несвоевременного обслуживания лифтов) ремонта достигает 50-70% от цены нового лифта: то есть, помимо убытков от простоя, владельцу подъемника придется изыскать средства на замену сложных агрегатов, доставить которые далеко не всегда можно оперативно (и это лишь увеличивает время внепланового простоя).
Как и любая сложная техника, от надежности правильности работы которой зависит безопасность людей, лифты и другие виды вертикального транспорта нуждаются в своевременном и квалифицированном техническом обслуживании. Обычно каждый производитель такого оборудования определяет объем, порядок и периодичность действий, которые обеспечивают бесперебойную работу лифта на протяжении срока службы (25 лет).
Как правило, ТО проводится:
✔ ежемесячно. Обычно это проверка с целью убедиться, насколько стабильно и безопасно работают системы подъемника;
✔ ежеквартально. Те же этапы, что и каждый месяц, + необходимые манипуляции для улучшения работы систем;
✔ ежегодно. Сверка всех систем с нормами, изложенными в технической документации, а также проверка работы устройства во всех режимах.
Говоря об объеме работ, можно ориентироваться на требования ГОСТ 34303-2017 «Лифты. Общие требования к руководству по техническому обслуживанию лифтов», где прямо говорится, что техническое обслуживание должно включать в себя:
✔ осмотры, проверки;
✔ смазку, очистку;
✔ работы по регулировке, наладке;
✔ ремонт или замену вышедших из строя быстроизнашивающихся частей лифта;
✔ безопасную эвакуацию людей из кабины остановившегося лифта.
При этом особо отмечается, что все такого рода работы должны проводиться квалифицированным и обученным персоналом, причем профессионализм такого персонала «следует поддерживать на надлежащем уровне путем проведения регулярного обучения и проверок знаний и практических навыков» — так гласит пункт 4.1.7.
Что такое «надлежащий уровень квалификации» четко описано в Отраслевых стандартах, утвержденных Минтрудом России и зарегистрированных в Минюсте РФ. Они разработаны профильным Советом по профессиональным квалификациям в лифтовый отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта Федерации лифтовых предприятий. Например, даже для периодического осмотра и проверки лифта в соответствии с технической документацией изготовителя специалист должен иметь не ниже 2 уровня квалификации, а для регулировки и ремонта электронного оборудования понадобится уже 6 уровень.
Таким образом, перед собственником лифта, который не хочет столкнуться с поломками из-за плохого (или отсутствующего) обслуживания, встает дилемма: держать в штате персонал соответствующей квалификации с регулярным обучением для подтверждения нужного уровня, или обратиться к профильной организации, предлагающей такие услуги на аутсорсе.
Каким же требованиям должна соответствовать организация, которая будет обслуживать вертикальный транспорт? В общем и целом, можно назвать 5 основных и 3 дополнительных критерия, которые говорят о добросовестности компании:
✔ наличие достаточного числа специалистов с документально подтвержденной квалификацией, способных обеспечить и плановое, и аварийное обслуживание в минимальные сроки;
✔ наличие тесных связей с ведущими производителями оборудования и опыт работы с большинством моделей, представленных на рынке;
✔ налаженная логистика, включая складские запасы запчастей и расходников;
✔ возможность операционной деятельности в разных регионах;
✔ наличие всех необходимых разрешений и сертификатов, членство в профильном СРО.
Кроме того, крайне желательным является:
✔ возможность оперативной обратной связи в разных формах (телефон, мессенджеры и т.д.);
✔ гибкий подход к клиенту;
✔ прозрачность договорных отношений.
Вертикальный транспорт — лифты и другие подъемники — который работает с высокой нагрузкой практически непрерывно многие годы, требует особого подхода к поддержанию технической исправности. Обеспечить ее может лишь качественное, высококвалифицированное и своевременное обслуживание, которое сегодня могут предоставить только профильные организации, такие как LIFT-IMPORT.
1. http://www.lift.ru/index.php/ru/spa/3985-sg.html
2. https://www.arendator.ru/articles/168109-raschet_srednej_posecshaemosti_torgovogo_centra/
3. https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2018/05/22/770239-rabote-torgovih-tsentrov-pozhara-zimnei-vishne