Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Нижний Новгород
  • Воронеж
  • Челябинск, Екатеринбург
  • Пенза
  • Сочи, Крым
  • Владимир, Иваново
  • Самара
  • Уфа
  • Казахстан, Павлодар
  • Владивосток

Из 100 первых резюме по запросу «лифт» на крупнейшем кадровом агрегаторе России hh.ru всего 7 человек активно ищут работу или рассматривают предложения, причем все они в настоящий момент трудоустроены. Средний возраст соискателей — существенно за 40 лет, лишь единицы младше 35. При этом в стране уже эксплуатируется не менее полумиллиона лифтов и каждый год вводится в строй тысячи новых. Хватит ли действующих специалистов на должные установку и обслуживание вертикального транспорта — вопрос риторический: уже сейчас отрасль испытывает острый кадровый голод. Нужно ли решать эту проблему оперативно? Да, считает Технический директор «Лифт-Импорт» Исаев Артем, это отраслевой консенсус. И главная задача — создать удобную и легитимную систему подготовки и переподготовки специалистов.

Легко ли стать молодым специалистом?

Нет, не легко: сегодня подготовкой кадров специально для нужд вертикального транспорта занимаются по всей стране менее десятка колледжей, причем профессия лифтовика не пользуется особой популярностью. По данным первого заместителя генерального директора АНО «Национальное агентство профессиональных квалификаций» Павла Свистунова, профессии «электромеханик по лифтам» и «монтажник электрических подъемников» не слишком востребованы — в прошлом году на это направление поступило менее 200 человек на всю страну.

Компании, работающие в отрасли, проблему осознают и пытаются решить ее — пока на «низовом» уровне. Например, такой опыт есть у «Лифт-Импорт», которая не первый год решает кадровый вопрос своими силами, в том числе — помогая обучать специалистов на уровне СПО: компания давно и плодотворно сотрудничает с московским Колледжем железнодорожного и городского транспорта № 52 (с этого года — Колледж Московского транспорта).

В поддержку входит и проведение открытых уроков для абитуриентов и студентов, и передача оборудования для обучения, и участие специалистов «Лифт-Импорт» в актуальных мероприятиях на базе колледжа, а также в работе государственной экзаменационной комиссии.

В июне этого года, по инициативе «Лифт-Импорт», учащиеся колледжа, обучающиеся по специальности «электромеханик по лифтам», посетили выставку Russian Elevator Week 2023 в Москве, где им была организована экскурсию по стендам лучших отечественных и китайских производителей вертикального транспорта.

   

«К сожалению, несмотря на поддержку, ребят, готовых после окончания учебы заниматься лифтами довольно мало, — говорит Артем Исаев, — И хорошо, если треть останется в профессии. Понятно, что мы готовим мастеров из работников схожих профилей и внутри своей организации, методом наставничества, но необходима система, которая позволит создать непрерывный поток профи в отрасль. Причем она должна быть достаточно гибкой, чтобы давать одинаково качественный результат и в случае молодежи, и при переподготовке уже сложившегося специалиста».

Сколько лифтовиков нужно стране?

Исходя из Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, владелец объекта обязан назначить квалифицированного специалиста, ответственного за эксплуатацию техники, либо передать это на аутсорсинг специализированной организации.

Таким образом, исходя из буквы закона, нужны десятки, если не сотни, тысяч человек, занятых только обслуживанием лифтового хозяйства. А с учетом объемов строительства в стране и программ замен лифтового оборудования, выработавшего свой ресурс, это цифра кратно возрастает. Конечно, обучить такую армию при существующих цифрах набора и выпуска, малореально.

«Мы, — говорит Артем Исаев, — Предлагаем обучать и переподготавливать не только действующих монтажников лифтового оборудования, а и тех специалистов со средним техническим образованием, которые готовы получить новую профессию и пополнить ряды высококвалифицированных лифтовиков».

   

Как организовать переподгодготовку

Сегодня, в рамках реализации концепции развития профессиональных возможностей, на базе производственной площадки PULS, входящей в «Лифт-Импорт», уже создана демонстрационная лифтовая установка, которая позволит проводить со студентами практические занятия и отрабатывать навыки в процессе прохождения учебно-производственной практики.

Со вводом в строй установки появилась возможность, совместно с сертифицированной организацией, создать полноценный Учебный центр, который позволит эффективно переподготавливать технических специалистов на монтаж лифтового оборудования, эскалаторов, траволаторов, а также лифтовых шахт и сложных металлоконструкций.

В состав действующего вводного курса входят следующие разделы:

  • виды и устройство электрических подъемников;
  • особенности конструкций металлокаркасных шахт;
  • отработка практических навыков строительно-монтажных работ;
  • отработка практических навыков по общеслесарным и сборочным работам;
  • правила обслуживания монтажного оборудования;
  • основы техники безопасности и правила оказания первой помощи.

   

Тем, кто освоит вводный этап и успешно завершит испытательный срок, будет предоставлена возможность пройти полный курс профессиональной переподготовки с получением соответствующих сертификатов и продолжить трудовую деятельность на объектах «Лифт-Импорт».

России остро необходимы специалисты в лифтовый сфере — это общее мнение специалистов отрасли. Отсутствие кадрового голода является залогом, что вертикальный транспорт останется безопасным, эффективным и будет развивался в соответствии с современными требованиями. Для этого, среди прочего, необходимо усилить популяризацию профессии. И делать это не только силами общественных объединений и лифтовых компаний, но и государственной поддержкой, в том числе — через СМИ, классические и цифровые, соцсети и другие информационные каналы. Чтобы как можно больше молодых людей понимали ценность работы лифтовиков, механизмы карьерного роста, увеличения заработков с учетом все более растущих рынков вводимых строительных объектов и замен лифтового оборудования.