Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Нижний Новгород
  • Воронеж
  • Челябинск, Екатеринбург
  • Пенза
  • Сочи, Крым
  • Владимир, Иваново
  • Самара
  • Уфа
  • Казахстан, Павлодар
  • Владивосток

Подняться на нужный этаж не касаясь кнопок, сделать чек-ап здоровья во время подъема, поговорить с лифтом «за жизнь», заставить его изменить интерьер под ваш вкус, вызвать кабину силой мысли… Безусловно, часть из перечисленного нами придумана, но как знать — не реализуется ли фантазия уже в ближайшее время? Поговорим о том, как стремительно меняется привычный вертикальный транспорт, каких чудес стоит ожидать совсем скоро и что из недавней фантастики уже стало явью…

Ум без горя

По экспертным оценкам, рынок интеллектуальных лифтов составлял $ 18,75 млрд уже в 2019 году и, как ожидается, достигнет объема в $ 38,27 млрд к 2027 году со среднегодовым темпом роста 9,1%. Такое бурное развитие определяется общим ажиотажем на строительство энергоэффективных smart-зданий и даже целых городов. Естественно, что подобные объекты, основанные на «интернете вещей», IoT, нуждаются в соответствующем вертикальном транспорте. Согласен с этим и Аксель Берклинг, исполнительный вице-президент KONE по Азиатско-Тихоокеанскому региону:  

«В эпоху умных зданий уже недостаточно иметь отличные лифты, эскалаторы и связанные с ними решения. Должны быть внедрены правильные технологии, обеспечивающие плавный, безопасный и эффективный поток людей. Умные лифты и эскалаторы — это интеллектуальные машины, которые могут генерировать данные, выявлять проблемы и принимать решения по вопросам технического обслуживания и схемам работы в режиме реального времени на основе Интернета вещей и искусственного интеллекта».

Например, внедряемая KONE smart-система Out 24/7 Connected Services использует технологию IoT-мониторинга для лифтов и эскалаторов и позволяет прогнозировать проблемы с их техническим обслуживанием в режиме реального времени, а также интегрировать туда системы управления пунктом назначения. Платформа IBM Watson IoT Platform может отслеживать производительность лифта на основе заданных параметров, а данные можно отправлять в облако в режиме реального времени. Кроме того, система может определять периоды пиковой нагрузки лифта и помогает прогнозировать и оптимизировать работу групп вертикального транспорта.


«Умная» система KONE позволяет связываться с лифтом через смартфон

«Умные» лифты активно продвигаются и в России — например, оригинальное решение  разработало ООО «Нейрон»: система управления «Смарт Контроллер» позволяет строить системы управления пассажирскими и грузовыми лифтами различных зданиях, жилых и общественных,  и позволяет сделать интеллектуальными даже обычные лифты при модернизации, поскольку обеспечивает управление как типовыми лифтовыми лебедками на базе асинхронного двигателя, так и безредукторными лебедками на базе синхронного двигателя с постоянными магнитами. 

«Digital-трансформация — объективная реальность и такая технически-сложная и социально-важная отрасль, как вертикальный транспорт, включена в нее очень глубоко, — считает технический директор LIFT-IMPORT Артем Исаев. — сегодня ведущие мировые производители, а мы работаем с большинством из них, уже в базе часто предлагают элементы IoT. Прямо сейчас это дает возможность удаленно отслеживать техническое состояние вертикального транспорта и оптимизировать режимы его работы и ТО. Только за счет такой оптимизации организация, особенно с крупным лифтовым хозяйством, вполне может экономить до 30 % затрат на его эксплуатацию».  

Я — робот: что умеют «умные» лифты

Действительно, «общаться» с обслуживающей организацией и оказывать помощь пассажирам сегодня умеет довольно большая часть из 12 миллионов лифтов, работающих по всему миру. А какие еще способности демонстрируют самые «умные из них? Оказывается, их немало: 

✔ в отеле Jen Orchard Gateway в Сингапуре, где для доставки еды в номер используются роботы, они напрямую «общаются» с лифтом через локальную сеть, «объясняя», куда именно нужно поднять робокурьера;

✔ санкт-петербургский небоскреб «Лахта-центр» экономит до 25 % потребляемой электроэнергии за счет лифтов: модель Schindler 7000 вырабатывает электроэнергию во время движения, что позволяет снизить энергозатраты. Вскоре в здании будет внедрена интеллектуальная система PORT Technology — она поможет оптимизировать транспортный поток и повысит энергоэффективность сооружения; 


Лахта-центр. Автор: Anton Galakhov — собственная работа

✔  Lift-Import прямо сейчас внедряет «умные» гигиенические системы : ультрафиолетовая лампа с мощностью, достаточной для очистки воздуха и поверхности в кабине, оценивает заполненность кабины и включается, когда она пустует. Даже экспозиции меньше минуты хватает для эффективного обеззараживания, поэтому и в час пик перерывов хватает для обеспечения безопасности. 


Гигиенические решения DOPPLER — фото с сайта производителя

✔ помните, как в Министерстве Магии из киновселенной «Гарри Поттер» лифты двигались в трех измерениях? Сегодня магия уже не нужна: немецкий производитель лифтов Thyssen-Krupp построил в г. Ротвайль, недалеко от Штутгарта, 246-м башню , оснащенную бестроссовыми «левитирующими» лифтами на магнитной подушке. В здании 12 шахт, в которых лифты Multi могут передвигаться по этажам здания, причем в одной лифтовый шахте может работать сразу несколько лифтов одновременно, двигаясь вертикально, горизонтально, а также с уклоном. Такой системе нужно меньше шахт, чем обычно, что позволяет уменьшить необходимые для вертикального транспорта площади вполовину (сейчас лифтовое хозяйство может занимать до 40 % площади многоэтажного здания). 


Фото PRNewsfoto/thyssenkrupp Elevator AG

5 тенденций digital-эволюции лифтов

Очевидно, что «умные» лифты очень быстро становятся мейнстримом по всему миру. И уже совсем скоро значительная часть 12 миллионов лифтов, которые ежедневно перемещают более миллиарда человек, станут неотъемлемой частью «Интернета вещей». И здесь нас ждет много интересного — эксперты насчитали 5 перспективных тенденций, которые реализуются прямо сейчас и вот-вот начнут массово претворяться в жизнь.

  1. Связь: лифт подключен к сети и постоянно держит связь с диспетчерской и обслуживающей организацией, экономя деньги и время на ремонте;
  2. Облачное прогнозирующее обслуживание: собранные данные накапливаются и анализируется в облачных сервисах. При обнаружении аномалий в работе искусственный интеллект сравнивает информацию со всеми имеющимися унаследованными данными из базы данных поставщика. Затем выполняется сравнение, чтобы определить, указывают ли аналогичные показания на то, что компонент вот-вот выйдет из строя. Все это происходит в считанные секунды, а сервисные инженеры получают сообщения на свои интеллектуальные устройства в режиме реального времени с указанием компонентов, которые необходимо заменить.
  3. Интерактивные сенсорные панели: чтобы пассажиры не скучали в долгом пути наверх (а в небоскребах подниматься можно довольно долго), производители оборудуют лифты интерактивными сенсорными панелями для развлечения, информирования и экстренной связи с диспетчером.
  4. Интуитивные лифтовые технологии: они включают интеллектуальное группирование и модели на основе пункта назначения, объединяя пассажиров в группы на основе их предпочтений по этажам/зонам. В 50-этажном здании такое умное группирование может сократить общее время в пути на 40 % по сравнению с обычными системами и поможет снизить потребление энергии до 27 %.
  5. Автоматизированная технология хранения и поиска транспортных средств на парковках: роботизированные подъемные системы интегрируются с другим вертикальным транспортом здания, обеспечивая максимальную вместимость парковки за счет оптимального использования пространства. Такие технологии более экологичны, поскольку двигатели автомобилей отключаются во время процесса паркинга. Благодаря взаимодействию с пассажирскими и грузовыми лифтами, подача авто происходит в нужный момент и в нужное место.

Все публикации